Специальное проектное и
конструкторско-технологическое бюро «Ленгидросталь»,
филиал АО «Трест Гидромонтаж»
+7 (812) 331-11-50
г. Санкт-Петербург, ул. Заозерная, д.1, лит. «Б» lengidrostal@peterlink.ru

Наша история

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО КОНСТРУКТОР­СКОГО БЮРО ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (КБГС)

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ В ПЕРИОД 1934 — 1941 ГОДОВ
Датой организации Ленинградского конструкторского бюро гидромеханических сооружений (КБГС) считается день, когда был издан приказ Народного Комиссариата тяжелой промыпшенности (НКТП) о передаче проектирования, изготовления и мон­тажа механического оборудования гидротехнических сооруже­ний тресту «Союзстальмост» — 10 февраля 1934 года. В феврале 1934 года приказом НКТП основные кадры под­отдела гидротехнических сооружений технического отдела за­вода «Красный Путиловец» были переведены в систему треста «Союзстальмост», которому было поручено организовать проек­тирование, изготовление и монтаж механического оборудова­ния для канала Москва-Волга и других гидростроек. Портфель заказов и весь технический архив по гидротехническим конструкциям завод также передал этому тресту.
Группа инженеров и техников 13 человек — в составе: У Шур Б.М., Вам С.С., Гурович Й.Я., Екимов В.К., Заборовский Г.П., Золотаревский Т.Н., Немира В.Л., Нефедов Е.Е., Райцис Т.А., Тягунов В.Н., Усачев Л.М., Шевелев Н.В., Ягупова Л.А., переведенная с завода «‘Красный Путиловец» в систе­му треста «Союзстальмост», начала тяжелый организационный путь.
В первые месяцы группа оказалась без необходимых материальных ресурсов и без служебного помещения. В это тяже­лое время она смогла просуществовать только благодаря спа­янности коллектива и помощи со стороны «Союзпроммеханизации». Была предоставлена комната в 40 кв. м для работы днем и конструкторский зал в вечернее время.
Свою производственную деятельность в феврале 1934 года КБГС начало с работ, переданных техническим отделом завода «Красный Путиловец» и в частности с проектов механическо­го оборудования для Баксанской ГЭС, Нива ГЭС-2 и других объектов. Группа конструкторов вынуждена была сразу же начать проектные работы также и для канала Москва-Волга. Новизна и большие размеры механического оборудования кана­ла требовали большой творческой работы, углубленных теоретичеслих исследований, сложных конструктивных разработок.
Состав инженеров и техников, переведенных с завода «Красный Путиловец» в систему треста «Союзстальмост», в перьые же месяцы 1934 года пополнился принятой на работу группой инженеров. В числе их были Борисевич С.П., Залькиндсон Е.И., Чесноков A.M., Чесноков В.М., Шифрин М.М., Хазанова А.З. В этом же году были приняты на работу моло­дые специалисты техники, окончившие техникум завода «Красный Путиловец», — Федоров М.Н., Скворцов П.А., Янковский Н.Н., Баранов К.П., Майоров Н.В., Меркиш Г.Ф., Вылеток В.П., Доильницин Л.О., Зобкин В.Л..
Несмотря на некоторое увеличение численности конструк­торов их было недостаточно. Пришлось привлечь значительное количество инженеров-конструкторов совместителей к работе в вечернее время. Необходимо было учить вновь принимаемых, приходилось всем работать очень много. Только молодость и преданность делу помогли справиться с трудностями.
Условия работы КБГС улучшились после переезда из служеб­ного помещения «Союзпроммеханизации» (Апраксин пер.) во временно арендованное у «Гидроэнергопроекта» помещение, находившееся в Русском музее (канал Грибоедова).
Ввиду необходимости освободить занимаемый зал Русского музея КБГС перевели в 1935 году в непригодное помещение фотолаборатории Академии Наук. Только благодаря настойчивости КБГС и помощи Городского управления нежилого фонда в июне 1935 года Конструкторскому боро было предоставлено служебное помещение площадью 500 м кв. в здании Геологическо­го музея Академии Наук, Тучкова набережная, 2.
Это служебное помещение позволило хорошо организовать работу КБГС, значительно увеличить численность конструкто­ров и объем выполняемых проектно-конструкторских работ, а также улучшить условия труда конструкторов.
В результате своевременно предпринятых мер КБГС получи­ло из Ленинградского политехнического института значитель­ную группу молодых специалистов-инженеров. В 1935г. пришли в организацию Баскаков Н.С., Звенигородский И.С., Лобачёв А.В., Жуков В.А., Ашкенази Е.К., Тебецаев; в 1936 году — Арон И.В., Бителев Б.Е., Перевязко Н.Г., Франк Э; в 1936г. — Бам А.С,, Тихомиров П.А., Тильман A.M., Фех-ретдинов Ф.Ю.
Кроме этого, в КБГС были приняты опытные конструкторы — инженеры и техники: Питкэнен С.К., Правдолюбов А.И., Липперт О.О., Тер-Григорян Г.А., Новиков Ф.Ф., Ташэ A.M.,
Лавров Н.Д., Златьев В.А., Петров М.В., Бляхер М.С., Куз­нецов Н.Т., Миркина Л.П., Хародзинская Л.Б., Двуреченская Н.П., Миркин З., Новиков И.М., Дроздовский Л.С., Ко­ротков В.В., Туляков Г.К., Шишкин С.А., Колодязников С.С., Каешко Ф., Кейв Э.И., Пятова Л.И. и много других.
В 1935 году КБГС выделило ряд руководящих работников для организации конструкторского бюро в Москве. Они пере­несли туда свой опыт проектирования.
Коллектив КБГС ставил своей целью не только проектирова­ние механического оборудования, но также выступал за комп­лексную организацию проектирования, изготовления и монтажа этого оборудования.

В декабре 1936 года Ленинградское конструкторское бюро гидромеханических сооружений было объединено с монтажной конторой «Гидромонтаж», которая была реорганизована во Все­союзный трест «Гидромонтаж».

Ввиду отсутствия специализированных предприятий по из­готовлению механического оборудования гидротехнических со­оружений оно изготовлялось на разных заводах страны.Для размещения заказов, контроля за изготовлением и по­ставкой мехоборудования для строительств при тресте «Гидро­монтаж» была создана техническая контора «Гидропоставка». КБГС стало межзаводским конструкторским бюро, одним из немногих в Советском Союзе, которому было разрешено выпол­нять рабочие чертежи для нескольких заводов (Старый и Но­вый Краматорский, «Уралмаш», завод подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова в Ленинграде, Кировский (бывш. Красный Путиловец), заводы Перми, Днепропетровска и др.).
Качество технической документации КБГС вполне удовлетворяло заводы-изготовители, монтажников и строителей.
В июне 1931г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о стро­ительстве канала, соединяющего реки Волгу и Москву. В нем говорилось: «ЦК считает необходимым коренным образом раз­решить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьями р.Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932г. начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».
В 1933 году в г.Дмитрове было организовано управление по проектированию и строительству канала Москва-Волга; Главным инженером Управления был назначен Жук С.Я. В Управлении был технический отдел, который имел несколько отде­лений, в том числе отделение по проектированию механическо­го оборудования шлюзов канала, ГЭС и других объектов.
Начальником технического отдела и заместителем главно­го инженера управления был тов. Журин.
Начальником отделения по проектированию металлоконструк­ций и механизмов был назначен инженер Прозоров.
В 1934 году КБГС получило техническое задание от Управ­ления по проектированию и строительству канала Москва-Вол­га на разработку проектов механического оборудования судоходных шлюзов этого канала.
Таким образом, первым крупным генпроектировщиком для КБГС было управление по проектированию и строительству ка­нала Москва-Волга.
В последующие годы реорганизованное управление вело ра­боты по строительству Рыбинской и Угличской гидроэлектро­станций и судоходных шлюзов на этих же ГЭС.
КБГС производило разработку проектов механического обо­рудования также и для этих гидросооружений.
Канал Москва-Волга является очень сложным гидротехниче­ским сооружением. На канале размещены 11-ть шлюзов, Иваньков­ская ГЭС, Карамышевская ГЭС, плотины и насосные станции.
Для всех шлюзов применено одинаковое механическое обо­рудование, отличающееся только размерами в зависимости от расчетных напоров. Ширина камер всех шлюзов 30 метров. Судоходный шлюз Кременчугского гидроузла на Днепре Для верхних голов шлюзов были выбраны сегментные зат­воры, а дня нижних голов — двустворчатые ворота, обеспе­чившие экономичные решения и отличающиеся надежностью в эксплуатации.
Кроме сегментных затворов и двустворчатых ворот к сложному механическому оборудованию, запроектированному коллективом КБГС для шлюзов, относятся механизмы сегментных затворов, тросовые механизмы двустворчатых ворот; откатные ворота на канале с цепными и цевочными механизмами с тяговым усилием 100 и 200 тонн.
Довольно сложными и оригинальными проектами были конст­рукции затворов плотины Иваньковской ГЭС, сегментных затворов других плотин канала, а также разнообразного оборудования насосных станций.
Несмотря на сложность механического оборудования, проекты которого были полностью разработаны КБГС, коллектив КБГС хорошо справился с порученной работой и показал свою техническую зрелость, тем самым наметилась перспектива развития КБГС в крупную квалифицированную, специализирован­ную организацию по проектированию механического оборудова­ния для гидротехнических сооружений.
В 1972 году исполнилось 35 лет с момента открытия движения судов по Каналу им.Москвы (каналу Москва-Волга), полу­чившему новое название в 1947 году.
Тридцать пять лет — довольно большой срок для испытания работы канала и механического оборудования его Шлюзов. Вот, что писала об этом газета «Известия» № 164 от 15 июля 1972г. в связи с юбилейной датой.
«Сейчас невозможно представить столицу и ее окрестности без голубой ленты канала, полнокровной Москвы — реки.
128-километровая гидротрасса, проложенная за неполных пять лет, позволила в несколько раз увеличить подачу живо­творной влаги из Волги и превратила город Москву в самую обеспеченную водой столицу Мира. Теперь по каналу за нави­гацию проходят около 13000 всевозможных судов. Достаточно сказать, что они доставляют большую часть материалов, ис­пользуемых в грандиозном жилищном строительстве Москвы.
Кроме того разительно изменился гидрологический и санитарный режим неуклонно мелевшей прежде реки Москвы. И, на­конец, был создан новый транспортный путь, соединивший в единую систему пять морей и впадающие в них реки. — Нужно помянуть добрым словом проектировщиков и строи­телей канала, — сказал начальник гидросооружений Н. Гавриш, — они создали систему гидротехнических сооружений, шлю­зов, насосных станций и ГЭС, которые и по сей день нисколь­ко не устарели, продолжая бесперебойно служить нашей сто­лице и всей стране».
К этой справедливой похвале нужно добавить только сле­дующее: Канал имени Москвы непрерывно модернизируется и обновляется, на нем теперь широко используются автоматика и телемеханика. Он был и остается огромной натурной лабо­раторией для проверки всего передового, что создается пе­редовой гидротехникой.
Такие оценки работы гидротехнических сооружений и их механического оборудования даны по многим гидроэлектростан­циям и судоходным шлюзам, в проектировании которых, в по­следующие годы, принимал участие коллектив КБГС — СКВ «Ленгидросталь».
За 7,5 лет своей производственной деятельности (1934- 1941год) КБГС, кроме канала им.Москвы, выполнило проек­ты механического оборудования для многих гидротехнических сооружений страны. К их числу относятся Рыбинская и Углич­ская гидроэлектростанции с судоходными шлюзами, Сухумская ГЭС, Комсомольская ГЭС, Тавакская ГЭС, плотина головного узла Чирчикских ГЭС, Боровичская ГЭС, Арчазинская плотина на реке Миасс, Артемовская ГРЭС, Чагринская ГЭС, Кураховская ГРЭС, Карагандинская ГРЭС, Краснодарская ТЭЦ, Кеме­ровская ТЭЦ, Кировская ТЭЦ, Канакирская ТЭЦ, Безымянская ТЭЦ, Куйбышевская ГРЭС, Кузнецкая ТЭЦ и другие. Было про­изведено испытание напорных трубопроводов Баксанской ГЭС и других гидроэлектростанций.
К наиболее сложному и экономично запроектированному мехоборудованию можно отнести
1) Механическое оборудование для Угличского и Рыбинско­го гидроузлов (плоские погруженные затворы с двойной обшив­кой и механизмами г.п. 300 тонн, сегментные затворы с шарнирно присоединенными ногами на Угличской плотине, затво­ры Рыбинской плотины и ГЭС, оригинальные Плоские опускные (аварийные ворота с цепными механизмами г.п. 450 т. для шлюзов, клапанные ворота с оригинальными цепными механизмами г .п. 140 т., механизмы г.п. 200 т. для затворов перед тур­бинами с генераторным торможением при быстром сбросе и др.).
2) Затворы с клапанами и краны плотины, а также напор­ные трубопроводы Комсомольской и ТавакскойГЭС. 3) Затворы типа «Глаголь» со сдвоенными механизмам для плотины Сухумской ГЭС.
4) Оборудование для водоприемников ТЭЦ с механическими очистными устройствами, затворами и механизмами, которое ранее ввозилось из-за границы.
К началу 1941 года, в результате принятых мер по набору и обучению новых конструкторов, численность работников КБГС достигла 105 человек. Это уже был сильный конструк­торский коллектив, который мог выполнять большие работы по проектированию сложного механического оборудования для гидроэлектростанций и судоходных гидросооружений. В довоенный период в составе лучших конструкторов-испол­нителей, имевших высокую квалификацию и отличавшихся большой производительностью труда, были Ягупова Л.А., Лавров Н.Д., Федоров М.Н., Тер-Григорян Г.А., Скворцов П.А, Баранов К.П., Янковский Н.Н., Хародзинская Л.Б., Златьев В.А., Миркина Л.П., Двуреченская Н.П., Тягунов В.Н., Вылеток В.П., Франк Э., Дорофеева В.И..
Существовавшая сдельная оплата труда конструкторов и, главное, добросовестное отношение к труду способствовали развитию высокой производительности труда и позволяли выполнять большой объем проектно-конструкторских работ в от­носительно короткие сроки.
КБГС в своем составе имело два основных производствен­ных отдела:
I) Отдел металлоконструкций, руководителем которого до 1336г. был Золотаревский Т.Н., а в последующее время до июля 1941г. — Бам С.С. (некоторое время руководителем отдела работал Немира В.Л.). Руководителями проектов в отделе металлоконструкций были Борисевич С.П., Залькиндсон Е.И., Чесноков A.M., Чесно­чков В.М., Хазанова А.З.
2) Отдел механизмов. Руководителем отдела был Гурович И.Я. Руководителями проектов в отделе были Заборовский Г.П. Шифрин М.М., Новиков Ф.Ф., Екимов В.К., Райцис Т.А.
Кроме двух основных отделов в КБГС имелись отдел подго­товки и выпуска, который возглавлял Шевелев Н.В., и копи­ровальный сектор.
Эта производственно-организационная схема КБГС позволя­ла успешно и качественно выполнять план проектно-конструк­торских работ.
При относительно молодом составе руководителей проектов и конструкторов (возраст 20-35 лет) одним из больших дости­жений КБГС было наличие опытных инженеров, хорошо знавших технологию изготовления механического оборудования, что способствовало выпуску рабочих чертежей высокого качества.
Технологический опыт изготовления конструкций, накапли­вался у руководителей проектов и конструкторов благодаря их частым поездкам на заводы, изучению технической литера­туры и командировкам на строительства гидросооружений, где производился монтаж механического оборудования.

В создании сайта использовались материалы из книги: «История развития Ленинградского конструкторского бюро «Ленгидросталь» 1934-1974 годы Автор: А.В. Лобачёв Сам. изд. Ленинград 1974год

Подписка на новости: